Багуачжан стиль Лян

Направление «Лян-ши багуачжан» названо в честь мастера Лян Чжэнпу. Лян Чжэ-нпу родился 20 мая 1863 года в деревне Хаоцзя уезда Цзи провинции Хэбэй, умер 13 августа 1932 года в возрасте 69 лет. Отец Лян Чжэнпу, знавший Дун Хайчуаня, попросил его обучить сына технике ушу. Дун принял того в ученики в 1877 году и обучал в течение пяти лет до самой своей смерти. Молодой Лян учился и у Дун Хайчуаня, и у его учеников, которые очень хорошо к нему

относились. Влияние старших стало особенно заметно после смерти самого Дун Хайчуаня, когда Лян попросил старших братьев продолжить свое обучение.

Особенно много его обучением занимались Инь Фу и Чэн Тинхуа, влияние техник которых так заметно в направлении Лян-ши. В последующем, как синтез этих и других техник, мастерство Ляна прибрело и свою собственную окраску. Так «старьевщик Лян» стал родоначальником нового направления и одним из восьми старших учеников Дун Хайчуаня.

Стиль Лян использует удар ладонью, заимствованный из направления Инь-ши и броски Чэн-ши как основную ударную технику. Семья Ши г-на Ши Цзидун также была тем местом, где Лян провел много времени, обучаясь и тренируясь. Ученики мастера Ши в свою очередь тоже обучали его. Форма ладони в Лян-ши соответствует форме ладони в Чэн-ши, удар ладонью (чуань чжан) заимствован из Инь ши. Шаг содержит и технику Инь-ши (короткие быстрые шаги), и технику Чэн-ши (большие шаги бай-бу и коу-бу). В комплексе движений лаобачжан есть бросковые движения из направления Чэн-ши.

 

Базовые правила в практике багуачжан

 

В Багуачжан как и в других направлениях ушу существуют правила которых нужно придерживаться, чтобы обрести сильное тело и освоить стиль. Описание некоторых базовых правил для практики

“头部正直“ – Держать голову прямо. Слегка нужно натянуть макушку и не опускать голову во время практики. Подбородок вобран внутрь. В наши дни мы часто опускаем голову, чтобы посмотреть в телефон. Так приобретается плохая привычка смотреть вниз. Поэтому на первых порах учитель может часто делать акценты на этом моменте.

“肩要松垂 ,肘要下垂"- плечи расслаблены, локти опущены.

“掌要直竖“ Ладонь вытягивается вперед. Запястье опущено, а пальцы раскрыты.Положение большого пальца в разных направлениях багуа отличается, но область между большим пальцем и указательным (пасть тигра - 虎口) округлена.Ладонь чуть вдавлена внутрь, как бы пуста. Это называется 掌心空 - пустой центр ладони. Две руки переплетаются словно в объятиях

“胸要内含, 背要绷圆 – спрячь грудь и округли спину‘’ Нужно вобрать грудь вовнутрь, но не допуская зажимов. Спина округлиться и появится ощущение легкого натяжения. Такое положение тела позволит не выпячивать грудь на удар и поможет задействовать спину в отработке техники, а ци будет свободно проходить в теле.

“腰要松要塌,胯要松要提” - Нужно расслабить и опустить поясницу и подтянуть . , бедро расслаблено и подтянуто . Тренируя эти усилия сможете передвигаться легко, гибко и свободно вращаться по кругу . А иначе просто застоитесь и не сможете работать .

“臀要收,腹要提” Подтяни и собери зад и не перетяни живот. Это позволит раскрыть точку 百会 байхуэй (на макушке) и 尾闾вейлю(у промежности), а также поможет использовать силу цельного тела, как бы протянув прямую нить с верху вниз.   

“腿要稍下蹲” Слегка присядь в ногах. Но форма ног не должна быть похожа на треугольник. Скорее она дугообразная, похожая на лук. Колени находятся рядом друг с другом. Так вес с обоих плеч перенесется на поясницу,а с поясницы сядет на бедра,ляжку, колено и до стопы. Это называется “четыре опускания“ .Таким образом вес тела идет вниз, верхняя часть тела становится свободной и гибкой,а низ крепким.

“ 两膝相抱“ Колени в объятиях(находятся рядом). Во время движения колени как будто бы трутся друг от друга (не буквально!). Колени направлены во внутрь, с виду как будто ножницы. Также близкая постановка коленей защищает пах от ударов.

“两脚在运动时要平起平落“ – Двигаясь, ноги равномерно поднимаются и опускаются. Нельзя вставать на носочки и поднимать пятку, и наоборот, нельзя опираясь на пятку задирать носок. Техника шага отличается в разных направлениях багуа, но это правило равно для всех. Так в направлении семьи Инь, в технике шага очень важно делать шаг всей стопой, а не ее передней или задней частью. Передняя нога пустая, а вес с задней пятки переходит на переднюю ногу, после чего задняя нога целиком поднимается и переходит вперед. Таким образом в тренировке укрепляются суставы стоп и развивается сила ног. Важный момент, что пальцы ног направлены вниз, будто чуть чуть собирая землю, при таком положении шага не допускается скольжение по земле (которое практикуется в некоторых направлениях багуа). Центр стопы образует небольшую впадину, пустоту. И это называется 脚心空 пустота в центре стопы.

При такой тренировке низ тела окрепнет и будет устойчивым. Об этом говорят словами:“落地生根 опуститься на землю и зарождая корень“. Также мы уже говорили о соблюдении трех пустот пустот в теле - пустота в центре ладони 掌心空, пустота в центре груди 胸心空 и пустота в центре стопы 脚心空.

Практикуя,следует запомнить эти базовые правила, соблюдая которые убережете свое здоровье и не свернете на неправильный путь. В кулачной пословице говорится : “сердце словно командующий, глаза как авангард, ноги-боевые кони,а руки будто острые клинки.“.Потому что глаза оценивая ситуацию дают ясность,руки направляют и контролируют изменения, быстрые ноги дают ловкость, а дух ведет вперед.

Поэтому намерение следует за руками, а руки следуют за шагом. Бьешь ладонью словно корова облизывает языком, а сменяешь ладони подобно ткацкому челноку. Еще говорят: увидел глазами, достигнет намерение; намерение дошло и ци дошло, а если ци достигло то и усилие(劲)тоже дойдет до цели. Очень важно делать это усилие целостным, используя всю силу тела, от стоп до головы.