История возникновения тайцзи-цюань

«Одни говорят, что тайцзицюань — это искусство самозащиты, другие — что это способ пестования своей внутренней природы и метод оздоровления. Я скажу: воистину тайцзицюань — это Небесный путь, принесённый бессмертными на землю»

Ян Лучан (XVII век)

«Никто не знает, кто создал тайцзицюань, а его утонченно-потаенную и искуссно-сокровенную сущность детально изложил и довел до конца Ван Цзунъюэ», — написал в «Кратком предисловии к тайцзицюань» замечательный мастер У Юйсянь в середине ХIХ века.

Широко известный сегодня вид тайцзицюань будто бы принадлежит к северной ветви, в частности, мастерами этого направления были Чэнь Вантин (основатель школы Чэнь), Ян Лучань (основатель школы Ян), У Цзянцюань (основатель школы У) и другие.

К южной ветви относят направление ушу, возникшее в районе гор Удан и Сычуани, в числе основоположников и мастеров которого фигурируют как реальные лица, так и полулегендарные персонажи. Утверждается, что именно мастера южной ветви разрабатывали не столько тайцзицюань, сколько практику и теорию «внутренних стилей» (нейцзя) вообще.

Это означает, что уданцюань (нейцзяцюань) и тайцзицюань представляют собой абсолютно разные направления ушу. Скорее всего, «Кулак внутренней семьи» действительно возник в даосской среде в горах Удан. Но Чжан Саньфэн, хотя и считается патриархом этого направления, вероятно, никак не связан с ним. Он был даосским алхимиком, отшельником. А истоки тайцзицюань лежат в армейских способах боя(в частности, в системе Ци Цзигуна), адаптированных народной средой. Долгое время этот стиль никак не был связан ни с глубокой философией, ни с «психо-энергетической» традицией, которая сегодня ему приписывается.

Слияние тайцзицюань с духовной практикой произошло сравнительно поздно, не раньше ХIХ в.

Печатается по материалам книги "Танцующий феникс, тайны внутренних школ ушу" (А.А. Маслов, изд. "Феникс", 2003 год)

 

Возраст живой китайской традиции, не имеющей на Земле аналогов, указывает на её важность и истинность — ибо, что может быть важнее и правильнее между Небом и Землёй, чем длить жизнь и её законы? Тайцзи-цюань — одно из удивительных явлений древней, тонкой, мудрой и очень рациональной традиционной китайской культуры.

Первые упоминания о боевых техниках, подобных тайцзи-цюань связываются с даосским философом и мастером боя Сюй Сюаньпином, приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на Пи-ба» и т.д.). Жил Сюй Сюаньпин во времена династии Тан (618 — 907 гг. н.э.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзи-цюань» Чжан Саньфэн (династия Сун 960 — 1279 гг. н.э.). Существует множество историй о том, как возник Тайцзи-цюань, описывающих в основном различные варианты создания Тайцзи-цюань даосом Чжан Саньфэном. Чжан Саньфэнов было даже несколько — в настоящее время трудно установить, кто из них был первым, оставим это ученым. Один из них родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день поклонники Чжан Саньфэна отмечают как день рождения тайцзи-цюань) и прожил по преданию более 200 лет.

Печатается по материалам статьи "История тайцзи-цюань семьи Ян" (М.Л. Баев, 2007 год)