Клановое ремесло или практика совершенствования тела и духа? Баев А.

30 декабря 2016

Востребованность времени.

Пожалуй, самой правдоподобной версией предназначения техник тайцзицюань может являться то, что на виду, когда сталкиваешься с айсбергом культуры этой страны. А на виду, как правило, кулачные техники в большом ассортименте и всё, что с ними связано. Но было бы совсем просто, если бы оно так и было. Спрятано же под водой многовековое искусство оздоровительных, лечебных, боевых практик - практик самосовершенствования, аккумулирующееся, как правило, в местах стяжания истины т.е., местах духовных исканий т.е., местах природной и человеческой, естественно, силы. 
Если исходить из корней происхождения этого вида, то можно сказать о кастовой (имеется в виду даосская направленность) принадлежности тайцзицюань, но историческая объективность подтверждает увлечение этим искусством и простых прослоек общества и в самых различных аспектах его возможного применения. 
Здесь уместно сказать о специфике непосредственно даосских корней, которые и легли (как полагают многие исследователи) базисом техник тайцзицюань. В усечённом варианте можно предположить, что основным постулатом, на котором строится вся система миропонимания даосов является стремление постигать собственное тело и разум (каковой является неотъемлемой частью тела, но в силу необъяснимости некоторых моментов, связанных с проявлениями силы «духовного плана», выделенный в отдельную категорию) через обретение здоровья, а затем раскрытие резервов организма посредством работы, ведущей к умению владеть филигранно не только структурой физических параметров, но и подразумевающую выход на такой уровень, когда становятся подвластными необычные способности, в основном относящиеся к категории «чудесных». И поскольку даосские техники сложились под влиянием мысли о сохранении здоровья и обретения долголетия, то создание подобной техники можно смело отнести именно к их деятельности. Что, впрочем, подтверждается исследованиями как в самом Китае, так и серьёзными работами западных исследователей.
Однако, в силу сложившейся в народе системы преподавания чего бы-то ни было можно предполагать о версии возникновения подобной техники в среде профессионалов ушу. Исторически это пока подтверждается только линией передачи знаний по тайцзицюань в двух случаях: искусство рода Чэн Линси, передовавшееся на протяжении 5-6 веков, которое имело непосредственное предназначение – подготовка воинского состава, и через Чэнь Чансина, который проживал в Чэньцзягоу, где семейство Чэней лихо владели методами шаолиньских направлений ушу. А сам дальнейший выход тайцзицюань в массы, обусловленный деятельность такой личности как Ян Лучань, говорит о своевременной и качественной презентации.

Направления развития в наши дни.

1. Оздоровительное.

Наряду с культурным наследием стран Азии и Востока, в способах сохранения и обретения здоровья, тайцзицюань занимает в наши дни чуть ли не главную позицию, но было бы несправедливо не отметить роль индийской йогической практики и многих других, оказавших своё неизгладимое влияние на багаж по физической и духовной культуре. Чем же отличается и в чём схожесть тайцзицюань по воздействию на наш организм среди великого множества? 
Во-первых, каждая оздоровительная (или любая другая) система вытекает из общего культурно-информационного пласта социума на котором она возникает, проходит проверку временем, оттачиваясь в борьбе за право существования и в таком, упорядоченно-заархивированном виде, предстающая перед каждым новым поколением, опять же на его суд. Несомненно, для представителей других культурных традиций чтобы овладеть заложенными в системе знаниями необходимо для начала просто резонировать на информационный поток, а затем браться за более сложные параллели, которые всегда есть у двух точек мировоззрения. И чем дальше друг от друга эти точки, тем больше усилий требуется. Большое значение сыграла информационная проникаемость последних двух столетий, за счёт чего стало возможным понимать чужие взгляды на мироустройство быстрее и качественней. Единственной проблемой в нашем вопросе является сегодня (как и вчера) деятельность посредников (то бишь – переводчиков и передатчиков). Существуют знания академические (т.е. полученные в результате теоретической деятельности) и практические ( полученные за счёт погружения в среду ненасильственными способами). Коньюктура играет в этом немалую роль. Спрос на подобные технологии проживания отпущенных лет всегда высок, а, следовательно, не слишком тяготятся нравственными рамками многие от тайцзицюань.
Во-вторых, кажущаяся простота овладения тайцзицюань несёт в себе и положительные моменты и отрицательные. Положительные – это когда начинаешь пробовать делать первые шаги в овладении техникой, то появляется заинтересованность многопланового характера. Похоже на многослойную булочку: когда каждый новый слой вкусней предыдущего. Отрицательный – это когда тебе кажется, что исполнение достигло нужной нормы. Но не пользовалось бы тайцзицюань таким успехом во всём мире, если бы воздействие его на психо-физическом уровне ограничивалось только лишь возможностью поправить здоровье или научиться давать сдачи обидчикам. Впитавшее всё лучшее из всего культурного наследия такой правильной цивилизации, как Срединная империя, тайцзицюань становится объектом, на который направляется вниманиё человека-мыслителя, человека-творца, человека-практика, находящегося в постоянном поиске смыслов, которыми богата наша жизнь.
В-третьих, адекватность целостного воздействия упражнений тайцзицюань не имеет аналогов. Плюсом является, несомненно, то, что не требуется практически никакого технического обеспечения для занятий. Сочетание кинематики движений с организацией дыхательных процессов приносит незамедлительные результаты, когда контроль над всем берёт сознание. Умение включать в процесс практически все органы поочерёдно или вместе даёт эффект погружения в необъяснимые состояния (лучшие по качеству, чем имеющиеся в наличии), с которыми хочется разобраться до конца. Вот так люди и попадают в сети здорового образа жизни.

2. Спортивное.

Становление спортивных зрелищ в любом виде основано на наличии единомышленников и постоянного здорового соперничества. Единомышленниками могут быть не только сами спортсмены, но ими являются и просто зрители, которых зачастую больше. А поскольку, спорт подразумевает наличие профессионализма, то здесь заложено постоянное повышение требований или к техническому арсеналу, или к правилам проведения спортивных мероприятий, или то и другое вместе. Если учитывать сложившееся мнение в среде мастеров тайцзицюань, что выставлять на помостах искусство не гоже, то противопоставить ему можно только лишь существенную необходимость проведения разъяснительно-показательной работы с желающими овладеть тайцзицюань для каких бы то ни было целей (а их не так много, но зато весомы). Шаги тайцзицюань услышаны во всём мире и проведение различных состязаний сыграло немаловажную роль в этом. Опять же, нетребовательность к техническому обеспечению сказывается на финансовом балансе спортивного праздника. Вопрос только в обеспечении качественного уровня спортсменов и судейства. Наличие возможности выступать как в личном первенстве так и в командном, а также видовое разнообразие делают подобные состязания по настоящему праздником.

3. Прикладное.

Выше мы уже говорили о функции тайцзицюань как оборонительного вида ушу. Именно оборонительного потому, что вся техника построена на преломлении силы противника, т.е. только ответ на какое-либо воздействие извне. Поэтому, занимающиеся этим видом искусства не несут агрессии в окружающее пространство, но способны её преломить, выпрямить, трансформировать. Недаром многие мастера, достигшие чего-то на поприще тайцзицюань, как правило, глубоко понимают тонкие моменты медицины, живописи и других видов деятельности, где требуются адекватно-энергоёмкие усилия для проникновения в тайны природной сущности. В конечном результате прикладной аспект заключён в точной и своевременной реакции не только по поводу самозащиты, но также на все ситуации, требующие незамедлительного решения в пользу этико-моральной правильности. Субъективно (а скорее всего – объективно), можно проследить положительное влияние тайцзицюань на профессионализм в той или иной сфере деятельности у людей его практикующих.
Отсюда вытекает универсальное воздействие сей методы как для тех, кто занимается профессионально тайцзицюань так и для многих любителей, выраженное в созидании, но не в разрушении.

Заключение.

В виду множества преимуществ перед другими похожими системами, тайцзицюань снискало заслуженное внимание со стороны представителей различных культурных социумов. Получившие возможность заниматься у квалифицированных инструкторов, надолго становятся искренними поклонниками и пропагандистами этого чистого методами и правилами вида самосовершенствования. «Невозможно зайти во врата Тайцзи, не очистившись сердцем», - гласят древние тексты. В этом кроется великая защитная «кодировка» от грязных помыслов. «Стоять у ворот» и «зайти во врата» – разные вещи. 

Баев А.